Казахстан. Город Павлодар. Музей под открытым небом

 (500x366, 34Kb)
Во всем мире насчитывается огромное количество разнообразных музеев уникальных по своему профилю, тематике, специфическим задачам экспозиции. Среди них получили широкое распространение и приобрели большую популярность музеи под открытым небом. Многие из них, имеющие богатейшие коллекции, считаются национальным символом.
В Казахстане подобных музеев единицы. Уникальным можно считать открытие экспозиции музея под открытым небом в Павлодарском областном историко-краеведческом музее им. Г.Н.Потанина. Музей под открытым небом
разместился в центре города, рядом со зданием отдел а фондов.
Идея создания такого музея витала еще в 50-60-е годы прошлого столетия. Сбор экспонатов для музея под открытым небом начался в 50-х годах. Первым был Д.П.Багаев — основатель и первый директор Павлодарского областного историко- краеведческого музея им. Г.Н.Потанина.

Он поставил во дворе музея балбалы, надгробную плиту и каменный каток. После багаевская задумка была продолжена его преемником — директором этого же музея И.Лагутиным. Он установил ковш шагающего эксковатора, якорь и флигель. Открытие экспозиции музея под открытым небом продолжило эту традицию. Базой для музея послужила дворовая экспозиция и вещественные материалы, приобретенные в ходе многолетних этнографических экспедиций.

Экспозиция состоит из нескольких комплексов. Первый из них — историко-бытовой комплекс, посвященный жизни казахского народа. Наиболее ярко рисуют картины кочевой жизни и быта казахов белая юрта и качели-алтыбакан, представленные в экспозициии. Интерьер юрты составляют деревянная кровать, ларь для хранения продуктов (кебеже), шкаф для посуды, бесик, красочно орнаментированные сырмак и текемет.

Историко-бытовой комплекс славянских народов представлен бревенчатым амбаром, избой и предметами крестьянского быта. Амбар, принадлежавший некогда купцу Рамазанову и построенный им в 1900 году, был вновь восстановлен в 2001 году при основе двух его сараев. Возле амбара разместились телега и сани. По замыслу амбар был поделен на две части. В одной из них разместились крестьянская изба с печью и старинными предметами быта. В другой -сам амбар, где хранятся мешки с пшеницей, плетеные корзины, ярмо, коса. Стоящий на столе самовар, кадки, бочки, чугунок с ухватом на печи и ткацкий станок дают возможность представить крестьянскую жизнь и быт русского народа.

Следующий комплекс включает в себя вещественные памятники, связанные с историей г. Павлодара и области. Это предметы судоходства, архитектурные детали городских построек, а также предметы погребального обряда.
В центре экспозиции располагается искусственный водоем, рядом с которым заняли свое место старинные якоря. Один из них — большой адмиралтейский 3-х лапчатый якорь без штока и цепи (одна лапа спилена) — снят с морского корабля и привезен из устья Оби по Иртышу в Павлодар на одной из барж еще до 1917 года. Его использовали как якорь-мертвец для причала речных судов. Он был обнаружен директором музея И.В.Лагутиным в селе Белогорье (ныне Коктобе) еще в 1961, якорь лежал на берегу и к нему цепляли речные суда. По настойчивому требованию музейных работников якорь был привезен в музей.

Другие якоря — один с подвижным штоком, второй с неподвижным — образцы якорей речных иртышских судов прошлого века. Рядом с якорями установлены кнехты — особые массивные тумбы, за которые швартовали суда и баржи.

Помимо этого в комплекс входят архитектурные детали городского жилища- деревянные наличники с купеческих домов, металлические створки ворот, ставни с купеческого дома и ворота.

Массивные деревянные купеческие ворота с калиткой были изготовлены в 1915 году для Дома общества потребителей «Иртыш» по ул. Троицкой. В 1964 году во время расширения пристройки к Дому пионеров ворота убрали, каменную арку сломали, а деревянные створы ворот вместе с калиткой передали в краеведческий музей. Рядом с деревянными воротами находятся металлические створки ворот с подвала дома купца Петкова и узкие створки ворот, клепанные местными кузнецами, которые сняты с бывшей почтово-телеграфной конторы. Это были почтовые двери сейфов, вмонтированные в стены. Деревянные наличники и ставни сняты со снесенных домов Колмогорова, Петкова, Кошелева и других купцов старого Павлодара.

Памятники истории г. Павлодара и области являются выставленные в экспозиции предметы погребального обряда — железная церковна
я ограда, надгробия, кресты, часть мраморного надгробия с арабской вязью и каменные изваяния тюркского периода.

Железная церковная ограда изготовлена в 1851 году при содействии железинского урядника Новоселова, отца писателя А.Е.Новоселова для ограждения Железинской Троицкой церкви.

Фрагменты ограды с чугунными столбиками, отлитыми на Каслинском заводе, были привезены в музей в 1952 году.

Массивная чугунная надгробная плита была отлита на Каслинском заводе (Урал) на могилу соляного чиновника коряковского промысла Сокальскому в начале XIX века. Надгробная плита находилась длительное время на кладбище у старой церкви, затем ее перенесли на городское православное кладбище в конце XIX века вместе с прахом усопшего. С закрытием кладбища в конце 30-х годов и организации на месте кладбища городского парка культуры плиту перенесли в музей в конце 40-х годов. Здесь же еще две надгробные плиты с павлодарского кладбища, одна из них привезена из с. Чернорецк.

В экспозиции выставлен надгробный камень с арабской вязью, найденный работниками музея при сносе старого здания павлодарской тюрьмы в 1980 году. Видимо, этот надгробный камень был взят с мусульманского кладбища при его закрытии в 30-х годах для строительных нужд под фундамент пристройки к тюрьме. Помимо этого, в экспозиции находится мраморный камень 1904 года с надгробия могилы матери ГСС генерала Карбышева Д.М. — А.Е. Карбышевой-Лузгиной. Он был привезен в 1979 году со старого Пахомовского кладбища. Еще один надгробный камень купца Сыроежкина привезен с Железинского кладбища летом 1976 года экспедицией музея.

Следующий комплекс, посвященный развитию транспорта и сельскохозяйственной техники представлен автомобилем «Урал-ЗИС-5», ручной мельницей 40-х годов, кузнечным мехом и наковальней, тракторной сенокосилкой 40-50-х годов, станком для изготовления торфно-перегнойных горшочков 50-х г., двухлемежным плугом с колесами и железной бороной «Зиг-Заг».

Автомобиль «Урал-ЗИС», выставленный в экспозиции, был выпущен в 1944 (1945) на Уральском автомобильном заводе в г. Миассе Челябинской области. В Павлодар широко распространенный грузовик военных лет попал после войны при формировании автотранспортной колонны областного центра. Грузовик находился после войны до 1955 года в Павлодарской автоколонне № 2565, где в октябре 1976 года был поставлен на постамент, как памятник по инициативе старейших автотранспортников П.П Коваленко и М.ИСамарцева. После трудных лет перестройки и проведения реформирования предприятия автоколонна была ликвидирована и памятник был снят с учета, а автомобиль в 2001 году передан в областной историко-краеведческий музей.

Одним из экспонатов сельскохозяйственной техники является просорушка. Она была изготовлена в 1936 году и представляет собой примитивную технику для обдирки проса на пшено. Принадлежала старожилу Павлодара И.Н.Жилнову. В музей поступила в 1975 году. Входящие в этот комплекс большие жернова являются жерновами ветряных мельниц г. Павлодара, а мельничный станок был изготовлен в годы Великой Отечественной войны и доставлен в музей при сносе дома по ул. Ленина.

Находящимся в экспозиции ковшом шагающего эксковатора типа «ЭШ-1» был вынут в 1963 году первый куб земли при строительстве канала Иртыш-Караганда.

В этом же комплексе выставлен пожарный насос начала XX века. Рядом с пожарным насосом укреплен вертикально стоящий флюгер с металлическим флажком на острие и двумя плечами, к которым крепились на цепях шары. Флюгер находился до 1963 года на пожарной каланче павлодарского пожарного депо.

Представленные экспонаты музея рассказывают о развитии рыночных отношений и товарного производства в крае, начиная с 19 века. Наглядно иллюстрирует жизнь и быт казахов и славян, их народное искусство. В юрте и избе находятся манекены, показанные во время работы. Узоры и орнаменты национальной одежды манекенов не только гармонично вписываются в историческую картину жизни и быта, но и отражают специфику казахской и русской культур. Экспонаты музея позволяют представить всестороннюю картину развития социальных процессов, происходивших в обществе, раскрыть основные черты организации труда и его эволюционное развитие. Элементы построек, творческие работы ремесленников и народных мастеров рассказывают о сельской жизни и жизни городского общества.

Информация и фото http://museums.pavlodar.kz/potanin/files/articles/muzei_pod_nebom.html

Запись опубликована в рубрике Обо всем. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.