Казахстан. Город Астана. Константино-Еленинский собор

 (450x337, 32Kb)
С открытием в казахских степях окружных приказов и образованием при них оседлых поселений в виде казачьих станиц и военных укреплений, подавляющее большинство населения которых исповедовало православную веру, назрел вопрос о строительстве церквей. Одной из первых в степях Приишимья появилась Акмолинская Константино-Еленинская церковь, которая в настоящее время относится к наиболее интересным и наиболее древним историческим и архитектурным памятникам города Астаны. Она находится на территории бывшей Акмолинской казачьей станицы (квартал, ограниченный улицами, имевшими прежде названия: Интернациональная, Жанибека Тархана, Габдулина и проспект Республики).
Мало кто знает, что когда-то церковь эта находилась в крепости, то есть там, где сейчас центральный стадион.

Летом 1830 года на Ишиме у караванного брода Карауткуль по приказу военных властей края обосновался сторожевой отряд подполковника Ф. К. Шубина, затем, в 1832 году, был открыт приказ Акмолинского внешнего округа, а уже после этого стали прибывать первые гражданские поселенцы.
Довольно быстрый рост будущего Акмолинска объясняется тем, что находился он на важной торговой караванной дороге, связывавшей Россию со Средней Азией. В 1845 году сто казачьих семей, переселенных по жеребьевке с Горькой линии, образовали на Карауткуле Акмолинскую казачью станицу.
Постепенно наезжают купцы, главным образом, касимовские, тобольские, тюменские, петропавловские татары — Юсуповы, Бектемировы, Кощегуловы, Башировы, Муксиновы, Забировы и другие.

Еще в 1841 году здесь открыл дело богатый крестьянин Владимирской губернии Федор Михалевский. За ним последовали Николай Ушаков из Екатеринослава, Семен Гласков из Петропавловска, Семен Березин из Кургана. В 1851 году владельцы волжского пароходства «Братья Каменские» открыли контору по перевозке торговой клади.
В 1852 году при Акмолинской станице учреждаются две ежегодные ярмарки — Константиновская (с 21 мая по 10 июня) и Дмитриевская (с 26 октября по 10 ноября). Если вначале местный годовой торговый оборот составлял около 10 тысяч рублей, то к 1865 году он превысил полтора миллиона в денежном выражении того времени. Основными статьями торговли были скот, животноводческое сырье, хлеб, привозные промышленные изделия, бухарские и ташкентские шелка, ковры, юфть, сладости, сушеные фрукты и т. д. С развитием торговли и притоком жителей, таким образом, и связано строительство в 1854—1856 годах в крепости однопрестольной деревянной Константино-Еленинской церкви.
В начале сороковых годов прошлого века в Акмолинском укреплении находилась Петропавловская походная церковь, которая размещалась в специально выстроенном помещении для отпевания умерших. Для ее устройства из Омского Воскресенского собора был передан походный иконостас, ранее принадлежавший Колыванскому егерьскому полку. Все церковные обряды и требы выполнялись в этом сооружении.
Священник походной церкви Михаил Никольский в письме от 12 сентября 1849 года обращал внимание пограничного начальника сибирских киргизов (казахов) на то, что в Акмолинском укреплении «жителей противу прежних лет весьма поумножилось» и дом, в котором находится походная церковь, оказался по своим размерам малым для размещения народа во время проведения богослужений.
Далее он сообщал, что «весьма многие из прихожан остаются в летнее время на улице», а зимой, во время морозов и буранов, «совершенно лишаются возможности присутствия» на богослужениях. Озабоченный вероятностью падения набожности и нравственности среди прихожан, отец Михаил Никольский стал призывать их подать прошение о строительстве храма. Благодаря его пастырской заботе сход жителей Акмолинской области принял решение, что если будет строиться в укреплении церковь, то они обязуются своими силами бесплатно вывезти лес, необходимый для возведения здания. О.Михаил от имени прихожан просил пограничного начальника разрешить начать строительство церкви с ранней весны 1850 года.
Неурядицы с проектированием, нехватка средств, смена высшего местного начальства (генерал-губернатора Западной Сибири князя П.Д.Горчакова сменил чудаковатый «реформатор» Г.Х.Гасфорт) и, в связи с этим, вновь замена проекта здания церкви, отдалили начало строительства. Но все же главной причиной отсрочки начала строительства являлся недостаток денежных средств.
В станице Кокчетавской церковь строилась на деньги, пожертвованн

Запись опубликована в рубрике Обо всем. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.